?

Log in

No account? Create an account
Про школьную программу по литературе, френдлентой навеяло - Tomorrow is always fresh [entries|archive|friends|userinfo]
Ксюша

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про школьную программу по литературе, френдлентой навеяло [Jan. 26th, 2012|05:24 pm]
Ксюша
Каждый раз, когда в ж-ж-ж вокруг меня всплывает (простите не сдержалась) тема школьной программы по литературе (за старшие классы, конечно же) меня начинает морально убивать количество людей, которые в свое время в 10-11 классе на уроке литературы:
- Жарко спорили с учительницами по литературе о том, что Вставить имя классически обожаемого литературного героя/героини на самом деле мудак/безвольная тряпка/глупая кукла.
- Писали нормальные сочинения и получали за это двойки. Или гордо и тихо страдали о том, что им не дают писать нормальные сочинения. В особо запущенных случаях писали по два сочинения.

Слушайте, что, правда что ли все в 14 лет были такими сознательными, имели мнение по вопросам, в которых явно не имели никакого опыта в силу возраста и не стеснялись рассказывать его преподавателю, который ладно там компетентен/некомпетентен, но уж как минимум с высшим образованием и не меньше чем в 2 раза тебя старше.

Мои уроки по литературе были уныла, преподавательница с восторженным лицом повторялпа стандартные сокращенные статьи критиков из учебника и чуть не отбила у меня любовь к ВРЛ. При этом я, наверное, безвольное унылое гавно я как-то не спешила высказывать сове мнение или спорить с ней (может потому что подавляющей части класса было вообще пофиг), а с тем, что мои сочинения нехороши, была полностью согласна (не считая того факта, что категорически не понимала, почему бы нам не потратить пару уроков на методологию написания сочинений вместо восторгов по поводу Платона Каратаева).

Кстати, самое ценное что я узнала про то как надо писать сочинения, рассказала мне преподавательница по литературе на подготовительных курсах примерно на пять минут. Примерно там было следующее - сочинение - это вовсе не попытка узнать ваше оригинальное мнение по поводу произведения, а демонстрация того, как вы умеете читать и анализировать текст, а потом внятно формулировать сделанные выводы. Если после того как вы это сделаете у вас останется время и бумага, можете приступать к тому что вам так не терпится выразить, не забыв предварить это по моему мнению .
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mmarevna
2012-01-26 01:36 pm (UTC)
у нас была хорошая учительница по литературе, ей можно было высказать свое мнение. сочинения я писала как положено, пересказывая правильные мысли правильных людей из правильных учебников.
Могу сказать, что уроки литературы в Америке мне понравились существенно больше, там больше обсуждений, меньше навязанных мнений и нет вот этого отношения "вы еще маленькие, что вы можете понимать в проблемах взрослых людей, но все равно давайте читайте про эти проблемы"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elglin
2012-01-26 01:39 pm (UTC)
У нас вообще любят говорить: "в сочинении надо копировать прочитанную критическую литературу". Я очень удивляюсь, как я, забив на это болт, все же поимел не только 5 по литературе, но и медальку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mmarevna
2012-01-26 01:42 pm (UTC)
я смирилась с тем, что если хочешь поступить на фмлфак мгу, надо цитировать учебники филфака мгу. и очень рада, что поступила на отделение без изучения литературы, читаю исключительно для своего удовольствия
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-26 02:08 pm (UTC)
в твоей школе в смысле так говорили?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sister_oruall
2012-01-26 03:41 pm (UTC)
по поводу первого абзаца - +1
правда, у нашей учительницы была еще и другая особенность - она очень любила поэзию Серебряного века, поэтому мы начало ХХ века проходили полгода, а остальные произведения - фактически по скомканной программе. А я всегда любила прозу и недолюбливала стихи, поэтому мне это было тяжко:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksurrrealizm
2012-01-26 01:39 pm (UTC)
Я в 14 лет была самоуверенной козявкой и всюду совала свое мнение. Моя классная тащилась от этого и ставила меня всем в пример.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-26 01:48 pm (UTC)
У нас была быдлошкола в которой было неприкольно особенно хорошо учиться. Учителя же по большому счету нас даже не пытались уважать или считать за людей (хотя исключения были конечно).

Но я тогда обладала очень болезненным чувством деликатности и боязни неловкого момента. Один раз мне внезапно случилось объяснит при всем классе учителю математики, как решается задача, которая вызвала у нее затруднение и мне потом очень долго было неловко=)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tavia_
2012-01-26 01:46 pm (UTC)
А мы на уроках литературы зарубались только в 11 классе, а там были уже разные темы про 20 век. Но заруб был унылым: учительница против класса (ибо мы поддерживали своих, а учительница за пару лет успела всех заколебать своим авторитаризмом).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-26 06:31 pm (UTC)
Нет, ну когда класс против препода это совсем другое=) У нас в принципе что-то такое тоже наблюдалось с совсем тяжелыми случаями (вроде географии и рисования=)), хотя не сказать, что класс был сполоченный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autoench
2012-01-26 01:58 pm (UTC)
Есть мнение, что произведение, включенное в школьную программу, тем самым признается доступным для понимания школьником. Доступность в данном случае означается способность ученика не только прочитать книгу от начала до конца, но и выработать собственное видение на нее. А, коль скоро видение выработано ребенком, отличия от осмысления взрослым критиком, как правило, литературоведом по образованию или по сути, неизбежны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-26 02:04 pm (UTC)
Я видела километры споров об адекватности школьной программы по литературе и километры боли по поводу того что на уроках не давали высказывать свое мнение. пост в общем-то ни о том, ни о другом, хоть и связан.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autoench
2012-01-26 02:31 pm (UTC)
Если о другом, то, очевидно, о том, все ли имеют в 14 (с погрешностью, понятно) лет собственное мнение?
На мой взгляд, если не все, то бОльшая часть. Ощущение собственного величия пропорционально квадрату отличия мнения ребенка от мнения родителей. Для этого феномена есть даже специальное название: "трудный возраст".

На эту тему даже есть анекдот, сводящийся к перечислению мироощущений:
- Мама знает все!
- Даа, не все мама знает...
- Да что она вообще в жизни понимает?
- Надо было слушать маму...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reinbach
2012-01-26 02:04 pm (UTC)
У нас был очень крутой преподаватель по литературе с 5 по 7 класс. Он обращался к ученикам на Вы, охренительно рисовал, знал наизусть всего Евгения Онегина и мог удержать стул на указке.
И считал, что даже десяти-двенадцатилетняя козявка может иметь своё мнение и не стесняться рассказывать его преподавателю.
И подсадил нас на ПНВС, Булгакова, Гумилёва, Никитиных и пародии на всё подряд гекзаметром.

А в любой аргументированной дискуссии всё равно всплывало, умеешь ли ты читать и анализировать текст и формулировать выводы. Потому что на любое "Татьяна - тряпка!" следовало "Почему ты так думаешь?"

А потом мы уже были привыкшие к этой малине (параллельно у нас можно было на уроках английского обсуждать Бёрнса, лишь бы по английски), и считали, что спорить - это нормально, и своё мнение - это нормально, а схемы и переписывание критических статей - это фу :(

Теперь у меня сложные отношения с ВРЛ :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: reinbach
2012-01-26 02:07 pm (UTC)
И после 7 класса у меня были сложные отношения с литрицами :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-26 06:34 pm (UTC)
Круто-то как! обзавидовалась. у нас что-то похожее я могу вспомнить только про историчку, ну с поправками на старшие классы и школу вообще.

Но когда после малины плохо - это отдельная история. А как весь класс реагировал на учительницу, скажем в 8 классе?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reinbach
2012-01-27 08:11 am (UTC)
Сначала с восторгом играл в диссидентов, потом забил и тихонько сливал литературу, махнув рукой на "тупую дуру".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoosad
2012-01-26 02:11 pm (UTC)
Я, как считающий себя особо сильно пострадавшим за имение мнения, готов тебе прооппонировать.
У нас одним из ключевых тезисов всегда было "что хотел сказать автор". И я мог сколько угодно ссылаться на любые строчки из произведения, что вырванные, что целыми абзацами, чтобы проиллюстрировать своё понимание того, что хотел сказать автор - всё равно учитель в школе была абсолютно уверена в том, что критики и официальная советская позиция знают лучше меня, что хотел сказать автор, и я не должен им противоречить. Моё мнение по-любому неправильное.

Отдельный вопрос - итоговое сочинение. С годами отношение к собственному творчеству изменилось и если сама мысль мне кажется верной, то теперь я согласен, что выразил её отвратительно (хотя и на 13 двойных листах).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: autoench
2012-01-26 02:40 pm (UTC)
Помню, меня в школе поражало стремление сделать далеко идущие выводы. Например, "спит земля в сиянье голубом" представлялось как провидческое откровение, с отсылкой к полету Гагарина, который-де первый увидел Землю в голубой оболочке атмосферы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-27 04:28 pm (UTC)
А остальной класс как-то тоже спорил с учителем или сонными глазами наблюдал за процессом?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yenna_tohrn
2012-01-26 02:13 pm (UTC)
У нас была отличная училка по литературе в старших классах. Мы все её ненавидели. Она заставляла нас в неделю писать по два-три сочинения, делать хотя бы один письменный анализ текста, ботать биографии всяких там поэтов и писателей, учить наизусть стихи и куски прозы... Нам надо было готовиться сдавать математику и физику (некоторым - биологию и химию), мы выли дурными голосами и ничего не успевали. Она ставила нам неуды, оставляла после уроков, была абсолютно непоколебима в своих принципах и орала на нас за лень и бездарность. Но почему-то спустя годы мы все ездили в школу её благодарить.

Я была страшно амбициозным ребёнком с очень завышенной самооценкой и обстрённым чувством справедливости. И в сочинениях писала ТАКОЕ, что просто ужас и кошмар и стыдно теперь вспоминать, но наша Нина Степановна меня ценила, на всякие там олимпиады отправляла. И да, заставляла переписывать некоторые сочинения, потому что вопреки всем вышеперечисленным качествам я была не очень сознательная, любила читать фигню и в силу какой-то романтической придури всё время эту фигню пыталась куда-нибудь приплести. Типа блеснуть индивидуальностью :)

П.С. Ой, Ксюша, что-то я опять в графомань ударилась... Извини, что много букв.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-27 04:43 pm (UTC)
Круто!
Это был гуманитарный класс или так повезло всем?)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: novaya_zizn
2012-01-26 06:54 pm (UTC)
в 10 классе на уроках литературы у нас 4 человека, которые читали школьную программу. двое моих друзей, я и еще одна умненькая девочка, с которой мы не очень дружили, но симпатизировали друг другу. и вот мы на уроках зажигали, обсуждая друг с другом Болконского, Наташу Ростову, Раскольникова и пр. было интересно, и там свое мнение можно было высказывать пока не кончится. остальные 25 человек тихо и спокойно спали, пока учительница вся в восторге бегала между нами четырьмя, давай слово каждому по очереди.

за сочинения ставила, конечно, пятерки.

а вот в 11 классе я дальше Шолохова ничего не читала и отвечала уже вяло, по краткому содержанию, прочитанному тут же. мне было уже особенно не до того, но меня любили и продолжали ставить пятерки за откровенно лажовые сочинения.

а самое полезное и интересное было да, на подготовительных занятиях. до сих пор вспоминаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-27 04:37 pm (UTC)
"Самое полезное было на курсах" - то есть учительница несмотря на то что поддерживала дискуссии и вообще была хорошей давала мало знаний?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: veniamel
2012-01-26 07:41 pm (UTC)
ну всегда же есть два вида произведений: которые нравятся и которые не нравятся. По первым я писала свои мысли, учительница была продвинутая, так что все было хорошо. По вторым цитировала критиков, получала стандартную четыре, потому что выражалась красиво между цитатами - и все ок.

у меня был гуманитарный класс, то есть, сочинений и литературы на треть больше, чем у остальных, с 7 класса.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ksushaaa
2012-01-27 04:38 pm (UTC)
охо-хо, боюсь у меня было бы высшим пилотажем цитировать критиков, да еще и красиво выражаться между цитатами - критиков я почти не читала, да говорить красиво не особо умела. Вообще русский и литература всегда были моим слабым местом в школе (хоть и очень любила читать)
(Reply) (Parent) (Thread)